Арт-терапия и лечение психических заболеваний

Арт-терапия — прекрасный способ провести коррекцию поведения и определить слабые стороны пациента, при этом этот способ можно назвать подспорьем для медикаментозного лечения, который корректирует эмоциональное состояние.

Существует огромное количество различных направлений, техник и практик, которые широко используются арт-терапевтами: в изобразительном искусстве, танцах, лепке, движении, музыке, драме и даже каллиграфии. Арт-терапия получила свое распространение в 40-х гг в США и стала популярна в Европе, на Ближнем Востоке и в России.   

Как это работает и почему?

Взаимодействие с любой формой искусства или творчества способствует раскрепощению внутренних сдерживающих факторов и происходит медленное раскрытие внутренних блоков. Когда проблема становится очевидна через свое проявление в той или иной области творчества, терапевт, взаимодействуя с пациентом и понимает, на что необходимо обратить особое внимание, начинает работу по коррекции проблемных точек.

Приведем пример. Ребенок рисует человечка, которого идентифицирует с собой, человечек нарисован одним черным цветом, расположен на самом краю листа и имеет маленький размер, исходя из рисунка понятно, что, либо зажатость и стеснение относится к данному моменту, либо это постоянное психоэмоциональное состояние ребенка. Мы не будем углубляться в дополнительные характеристики его личности, но приведем пример коррекции его внутреннего настроения исходя из данного рисунка. После просьбы со стороны арт-терапевта изобразить счастливого человечка, ребенок рисует фигурку, используя максимум ярких цветов, человечек улыбается, расположен посередине листа и имеет значительно больший размер по сравнению с первым рисунком. Далее «счастливому» человечку присваивается имя ребенка, терапевт просит называть его именем самого ребенка и дает задание «придумать» ребенка, выразить, что именно доставляет радость этому человечку. В конце занятия ребенка снова просят нарисовать самого себя и, если рисунок изменился, стал ярче, имея сходство со вторым рисунком, можно считать, что занятие прошло успешно. Естественно, что не все проблемы решаются именно таким способом и многие проблемы необходимо прорабатывать значительно дольше, задействовав различные механизмы коммуникации, раскрытия потенциала ребенка, проработки его страхов и т.д.

Нетрадиционный подход приводит к хорошим результатам

Арт-терапевт должен находиться на одной волне со своим пациентом, не запрещать, не пытаться что-то ему навязать, а узнать и наблюдать, только после этой стадии возможно какое-либо взаимодействие.

Приведем пример сложного случая, который произошел несколько лет назад в известном Санкт-Петербургском центре, который занимается детьми с ментальными отклонениями. Руководитель этого центра рассказал о ребенке который никого к себе не подпускал, он мог проводить по несколько часов в день в сидячем положении, раскачиваясь из стороны в сторону. Никто и ничем не мог его заинтересовать, пока не появился молодой арт-терапевт с нестандартным подходом, который сел рядом с этим ребенком и стал раскачиваться вместе с ним, буквально через пару минут ребенок обратил на него внимание и между ними завязался диалог. Понимание таких техник, которые рождаются зачастую на бессознательном уровне чувств, дает возможность помогать детям и даже взрослым с особенностями развития, не говоря уже о тех, кто нуждается в простом внимании, не имея серьезных ментальных проблем.

Разные люди, разные подходы

Отметим, что для каждого ребенка или взрослого подходит свой метод. Человеку с гиперактивными проявлениями не всегда поможет терапия в движении или танце, для него, скорее, будет оптимальными занятия, связанные с каллиграфией и кропотливостью, а флегматичным пациентам, наоборот, подойдет способ проявления себя через танцы и движение. В целом же, говоря о технике проведения занятий, следует отметить, что лучший способ раскрыть ребенка
— это не слепое следование шаблонам и программам работы с ним, а попытка строить свою работу, исходя из его потребностей и особенностей. Индивидуальный подход для занятий арт-терапией не просто приветствуется, он занимает главное место в формате взаимодействия арт-терапевта и пациента.   

Алексей Гегер, директор по развитию Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Новые возможности», кандидат социологических наук: «Арт-терапия как подспорье в лечении приносит только пользу и если на Западе и в США этот способ более распространен, то в России он только набирает обороты и то усилиями отдельных организаций и волонтеров. Арт-терапия выполняет функции по снижению самостигматизации пациентов, неплохо помогает при тревоге».

Материал создан с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

См. также:

    Смехотерапия. Лучшее лекарство — смех

Источник: psyfactor.org

Оставить комментарий